Статья к.ю.н. Меркуловой А.Ю. «Недобровольный перевод пенсионных накоплений»

Государством создана система специальных мер, направленных на компенсацию россиянам финансовых потерь при наступлении страхового случая, например, при достижении застрахованным лицом пенсионного возраста. Такое определение дано понятию «обязательного пенсионного страхования» (далее — ОПС), вместе с тем в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[1] определен порядок работы указанной системы мер.

Очередное реформирование пенсионной системы произошло в 2014-2015 гг. Средства пенсионных накоплений граждан по умолчанию размещаются в инвестиционном портфеле Внешэкономбанка, страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР). Застрахованное лицо вправе не чаще одного раза в год отказаться от получения накопительной пенсии из ПФР и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд (далее — НПФ).

ПФР определяет размер средств пенсионных накоплений в соответствии со статьей 10.1 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»[2] и статьей 36.2-1 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»[3]: средства фиксируются по состоянию на 31 декабря года, в котором истекает пятилетний срок с года начала формирования накоплений у текущего страховщика. Таким образом, если годом, с которого ПФР стал страховщиком для застрахованного лица, является 2011 год и ранее, то сроки выполнения ПФР расчета первой пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений осуществляются по состоянию на 31 декабря 2015 года. Если ПФР стал страховщиком с 2012 года – первая пятилетняя фиксация выполняется по состоянию на 31 декабря 2016 года и т.д. Именно показатели «пятилетней фиксации» отображаются в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Без потерь сменить фонд можно как раз не ранее истечения указанного пятилетнего срока. В противном случае (кроме перехода в год пятилетней фиксации) досрочный переход повлечет за собой уменьшение суммы пенсионных накоплений за счет потери инвестиционного дохода или убытков от инвестирования пенсионных накоплений.

Ощутимый сбой обновленная система ОПС дала уже в 2016 году, когда более двух миллионов человек потеряли свои доходы размером около 30 миллиардов рублей в результате передачи накоплений из ПФР в различные НПФ. Причиной тому стало отсутствие механизма информирования о рисках досрочного перехода, а также простое незнание и непонимание гражданами законодательных положений, регулирующих вопросы перевода накоплений. Стоит упомянуть и активные агитационные кампании НПФ с обещанием высокой доходности для пенсионных накоплений вложившихся. Как результат — часть инвестиционного дохода огромного количества россиян осела в резерве ПФР по обязательному пенсионному страхованию.

Недостатки в порядке информирования и процедуре перевода пенсионных накоплений попытались исправить: летом 2018 г. в законы был внесен ряд изменений. Во-первых, ПФР отменил возможность подачи заявления о смене фонда через удостоверяющие центры. Кроме того, Пенсионный фонд обязали предоставлять застрахованным лицам сведения о сумме дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, не подлежащего передаче в случае удовлетворения заявления застрахованного лица о досрочном переходе, или сумме убытка, не подлежащего гарантийному восполнению в случае удовлетворения заявления застрахованного лица о досрочном переходе.

Право на перевод пенсионных накоплений застрахованным лицом из одного фонда в другой может быть реализовано не иначе как на основании заявления застрахованного лица о переходе (направляется застрахованным лицом в ПФР) и договора об обязательном пенсионном страховании, заключенного в письменной форме. При этом заявление о переходе (о досрочном переходе) в фонд подается застрахованным лицом в Пенсионный фонд не позднее 1 декабря текущего года. Застрахованное лицо может подать указанное заявление в территориальный орган ПФР лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Заявление застрахованного лица о переходе регистрируется территориальным органом ПФР от имени застрахованного лица на портале госуслуг. Указанное заявление в день его подачи направляется через систему межведомственного электронного взаимодействия в Пенсионный фонд, который в течение одного рабочего дня с даты получения заявления направляет его копию в новый фонд, выбранный для перехода.

ПФР вносит соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц в срок до 1 марта года, следующего за годом подачи застрахованным лицом заявления о переходе, только при условии, что ПФР получил новый договор застрахованного лица и договор заключен надлежащими сторонами, а заявление о переходе из фонда в фонд было удовлетворено Пенсионным фондом.

Альтернативные способы реализации права на отказ от формирования накопительной пенсии через ПФР и права на выбор фонда для формирования накопительной пенсии действующее законодательство не содержит.

Но несмотря на довольно подробно описанный порядок смены фонда, в 2017-2018 гг. пенсионные накопления 500 тысяч россиян были переведены из Пенсионного фонда России в частные фонды без ведома застрахованных лиц.

На этот раз причиной послужило уже не незнание системы, а активные действия по подделке и передаче в ПФР заявлений о досрочном переходе в НПФ. Чаще всего граждане узнавали о том, что их накопления были переведены, посредством получения сведений о состоянии своего лицевого счета через Единый портал государственных услуг или же им на почту поступало уведомление о сумме пенсионных накоплений, зачисленных на пенсионный счет в НПФ.

За последний год из всего объема поданных в ПФР заявлений о смене фонда 78,2% (то есть абсолютное большинство) было направлено дистанционно: через курьера или по почте. При этом заявления были нотариально заверены. В названный период пенсионные накопления в отсутствие волеизъявления застрахованных лиц были переведены из ПФР в частные фонды. Большее число переводов выполнено в адрес АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд, АО «НПФ Согласие», НПФ «Социум», АО «НПФ Газфонд Пенсионные Накопления».

Как оказалось, сфальсифицировать заявление заинтересованным лицам не составляет труда, а подлинность подписи заявителя в территориальном отделении ПФР проверять не станут. Обязанность по проверке подписи и установлению личности при рассмотрении заявления о досрочной смене фонда есть у ПФР лишь в отношении электронных документов, подаваемых через Единый портал государственных услуг[4]. За проверку «бумажных» заявлений ведомство пока что не ответственно.

С целью найти виновных Следственное управление по Центральному административному округу города Москвы возбудило уголовное дело по ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере)[5]. Следствие расценивает действия по неправомерному переводу средств пенсионных накоплений как хищение бюджетных средств у ПФР. Причастных к хищению еще не установили.

Основная позиция защиты строится на том, что перевод средств пенсионных накоплений от одного страховщика к другому не влияет на вид права собственности на пенсионные средства, поскольку распоряжаться ими по своему усмотрению невозможно. Схожей позиции придерживаются и в органах полиции: при попытках граждан сообщить о неправомерном переводе пенсионных накоплений они получали отказ в возбуждении уголовного дела «в связи с неясностью умысла субъекта предполагаемого противоправного деяния», поскольку, по мнению представителей правоохранительных органов, реальной возможности завладеть денежными средствами заявителя не имеется.

Так или иначе, проблема пока не нашла решения.

Для того чтобы восстановить нарушенное право граждане обращаются к закону: единственной правовой конструкцией, предусмотренной пенсионным законодательством[6], является признание судом договора об обязательном пенсионном страховании недействительным. В случае признания договора недействительным НПФ обязан в течение тридцати календарных дней со дня получения фондом соответствующего решения суда передать предыдущему страховщику:

— средства пенсионных накоплений,

— проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений (определяемые в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации),

— средства, направленные на формирование собственных средств НПФ, сформированные за счет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованного лица.

Таким образом, вопрос о незаконном переводе средств пенсионных накоплений может быть решен только в судебном порядке. Добровольно при обращении в ПФР переведенные пенсионные средства на лицевом счете восстановлены не будут.

Однако даже при попытке разрешить вопрос через суд потерпевшие застрахованные лица неизбежно встретят еще один правовой пробел: в законе не описано как и с кого надлежит взыскать «пропавшие» инвестиционные накопления, удержанные в результате досрочного перевода. Порядок передачи предыдущему страховщику неправомерно полученных пенсионных накоплений (статья 36.6 Закона о НПФ) не включает условия о переводе в ПФР утерянных накоплений. Вместе с тем, обязанность ПФР восстановить удержанную сумму на лицевом счете застрахованного лица также нигде не зафиксирована.

Определенные сложности добавляет правовая коллизия относительно права собственности на пенсионные накопления. Принимая во внимание положения Закона об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии и Закона о НПФ, нельзя однозначно заключить, возникает ли у НПФ право собственности на полученные пенсионные средства[7]. Ведь согласно первому закону все средства в системе ОПС являются госсобственностью, согласно другому — при переводе в негосударственный фонд пенсионные накопления станут собственностью НПФ.

В настоящее время нет сложившейся практики удовлетворения судами требования застрахованных лиц о взыскании утраченного и недополученного инвестиционного дохода. Вероятно, для восстановления нарушенного права в полном объеме гражданам предстоит выйти за рамки процедуры, предусмотренной статьей 36.6. Закона о НПФ, и инициировать спор о возмещении убытков или же спор о применении последствий недействительности сделки.

Для того чтобы не допустить новых незаконных переводов следует в очередной раз доработать существующий порядок. Прежде всего, в пенсионном законодательстве должен быть определен четкий механизм восстановления пенсионных накоплений с учетом средств инвестиционного дохода, удержанного прежним страховщиком при досрочном переходе застрахованного лица в другой фонд. Кроме того, необходимо еще больше сократить способы подачи заявления застрахованного лица о переходе (о досрочном переходе) в ПФР и усилить контроль Пенсионного фонда при получении заявлений.

Система ОПС требует дальнейшего совершенствования. В нынешнем виде правовых, экономических и организационных мер явно недостаточно для бесперебойной работы системы.

[1] Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. № 247. 20 дек.

[2] Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (далее – Закон об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии) // Российская газета. 2002. № 138-139. 30 июля.

[3] Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О негосударственных пенсионных фондах» (далее – Закон о НПФ) // Российская газета. № 90. 1998. 13 мая.

[4] Постановление Правительства РФ от 20.12.2012 № 1352 (ред. от 27.12.2018) «О порядке установления личности и проверки подлинности подписи застрахованного лица при подаче им заявлений по вопросам, связанным с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в форме электронных документов» // СЗ РФ. 2012. № 48. Ст. 7523.

[5] Пенсии разошлись по частным фондам. Следственный комитет полагает, что это было мошенничество / Газета «Коммерсантъ» № 166 от 13.09.2019. стр. 4 // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4089936 (дата обращения: 15.10.2019 г.).

[6] Статья 36.5 Закона о НПФ.

[7] Переводы не нашли «Согласия». Право собственности на 11 млрд рублей затерялось между законами / Газета «Коммерсантъ» № 143 от 13.08.2019. стр. 7 // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4059838 (дата обращения: 15.10.2019 г.).