Выступление А.Г. Чепурного на заседании Совета по профессиональным квалификациям в области права

Правовое регулирование действующих профессиональных стандартов в области права

 

Чепурной Андрей Геннадьевич

Председатель ОООИВА-«Инвалиды войны», член Российского организационного комитета «Победа», член комиссии при Президенте России по делам инвалидов, член Общественного совета Министерства обороны, член Общественного совета МВД России, член Общественной Палаты города Москвы, доктор юридических наук, профессор.   

Идея профессиональных стандартов очевидна – любые сотрудники должны быть профессиональными, ответственными и компетентными, т.е. должны превосходно разбираться в том, чем они занимаются, а не просто выполнять некие абстрактные трудовые функции. Ни у кого не вызывает сомнения, что повышение профессионального уровня работников позитивно влияет на производительность труда, снижает издержки работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, укрепляет конкурентоспособность на рынке труда.

Бесспорно, что полномочия и ответственность по принятию кадровых решений являются прерогативой работодателей. Но безотносительно к пожеланиям работодателей чрезвычайно важно задать планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.

Однако сделать это не так просто. Время показало, что эту проблему нельзя решить лишь посредством государственного контроля за системой образования. Существующие в рамках образовательной системы механизмы государственного лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений способны контролировать навыки и компетенции лишь у той части  работников, кто совсем недавно закончил обучение на том или ином образовательном уровне. Наличие уже давно существующих в сфере высшего образования федеральных государственных образовательных стандартов не способно обеспечить само по себе тесной связи образовательных организаций с работодателями, требования которых, в условиях рынка постоянно изменяются. Поэтому принятый в 2012 году Федеральный закон «Об образовании» установил обязательность проведения не только государственной аккредитации образовательных организаций, но и их аккредитации общественной и общественно-профессиональной (ст. 89 ФЗ «Об образовании»). Но при этом указанные выше механизмы общественной и общественно-профессиональной аккредитации, направленные на обеспечение связи меду образованием и практикой, не способны создать стимулы к устойчивому саморазвитию работника на протяжении всей его трудовой деятельности, сформировать его устойчивую мотивированную потребность выстраивания и корректировки собственной индивидуальной образовательной траектории в зависимости от ситуации на рынке труда.

Здесь необходим иной механизм, позволяющий «прозрачно», быстро и максимально объективно оценить деловой потенциал конкретного работника, включая неформальную оценку имеющегося  у него опыта, знаний, умений и навыков в любой момент его карьеры. Особенно важно – гарантировать право работника, в необходимых случаях, поднять свою недостаточно высокую профессиональную квалификацию за счет работодателя, для чего пройти специальные стажировки, переводы на работу в другие подразделения и иные мероприятия, которые компания может предложить конкретному работнику с целью оптимального развития его потенциала.

А для этого необходимо описать профессию и необходимые квалификации работника в ее пределах, не просто указав те или иные формальные действия, которые должны выполняться соответствующим работником, но определив, каким должен быть такой работник — какими знаниями, умениями и навыками он должен обладать, чтобы успешно достигать целей, поставленных перед ним конкретным работодателем. Собственно говоря, такое описание и представляет собой профессиональный стандарт. Профессиональные стандарты могут создаваться для внутренних целей какой-либо компании (корпоративный стандарт), для использования в пределах отдельной отрасли народного хозяйства (отраслевой стандарт) либо в масштабах всего государства (национальный стандарт).

На этих базовых установках основано современное правовое регулирование действующих профессиональных стандартов, в том числе и профессиональных стандартов в области права.

Начало правовому регулированию данного вида общественных отношений положил Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в соответствии с которым Правительству РФ было поручено к 2015 г. разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. В результате его реализации к настоящему времени Минтрудом России утверждено около 800 профессиональных стандартов.

Другим основополагающим актом в этой сфере стал Указ Президента РФ от 16.04.2014 N 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» (вместе с «Положением о Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям»).

Этим нормативным актом была создана организационная структура ответственная за развитие отечественной системы профессиональных стандартов — Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (НСПК), утверждено Положение об НСПК и его состав. Возглавил НСПК председатель РСПП А.Н. Шохин.

Именно он (Совет – НСПК) отвечает за все, что связано с профессиональными стандартами в нашей стране. В том числе:

а) разработка предложений Президенту РФ по определению приоритетных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров;

б) координация деятельности органов государственной власти РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в РФ ;

в) проведение экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, в том числе по указанию Президента РФ, включая экспертизу проектов поручений Президента РФ, по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в РФ;

г) проведение экспертизы проектов профессиональных стандартов, подготовка экспертных заключений по ним и выработка предложений по совершенствованию профессиональных стандартов;

д) рассмотрение проектов федеральных государственных стандартов профессионального образования, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по их совершенствованию;

е) подготовка предложений по разработке классификатора (перечня) видов профессиональной деятельности и его последующей актуализации;

ж) содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций.

При этом в рамках НСПК создаются отраслевые Советы по профессиональным квалификациям уже непосредственно для каждой сферы профессиональной деятельности.

Наконец 3 июля 2016 года был принят Федеральный закон N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» положения которого вступают в силу с 1 января 2017 года. Указанный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой независимой оценки квалификации.

Создаваемая указанным нормативным актом система независимой оценки квалификации выглядит следующим образом.

Специалист обучается в аккредитованном учебном центре, имеющем право реализации специальных образовательных программ, а затем сдает экзамен в независимом центре оценки квалификаций. Его независимость проявляется в полном отсутствии каких-либо связей с учебным центром и работодателем, что позволяет ему осуществлять действительно объективную оценку ваших знаний, умений и навыков.

Над деятельностью учебных центров и центров оценки квалификаций возвышается отраслевой Совет по профессиональным квалификациям (далее также — СПК). Именно он проводит мониторинг отраслевого рынка труда, определяет существующие потребности в квалификациях и вырабатывает квалификационные требования, которые становятся основой создаваемых им же профессиональных стандартов. При необходимости, СПК инициирует изменения в наименованиях и перечнях профессий и занимается актуализацией профессиональных стандартов по мере их устаревания.

Также, именно СПК устанавливает правила оценки квалификации и проводит отбор центров оценки квалификации (ЦОК), а затем координирует их деятельность и осуществляет контроль за ее качеством. На случай возникновения разногласий между центром оценки квалификаций и обучающимися сотрудниками (например, несогласие с проведенной оценкой квалификации) при СПК создается апелляционная комиссия, рассматривающая подобные ситуации.

Кроме того, СПК принимает участие в определении потребностей в образовании и обучении, в разработке образовательных стандартов профессионального образования, в обновлении и профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ. Он же проводит аккредитацию учебных центров, целью которой является установить соответствие реализуемых ими учебных программ требованиям работодателей, нашедшим выражение в профессиональных стандартах.

Важно отметить, что термин «квалификация работника» в действующем трудовом законодательстве использовался не один десяток лет. Но в действовавшем КЗоТ и действующим Трудовом Кодексе РФ он никак не определялся, в связи с чем основным критерием для оценки квалификации являлся диплом об образовании и (или) опыт работы. Но с  15 декабря 2012 года ТК РФ был дополнен статьей 195.1, определяющей квалификацию работника как уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (с 1 июля 2016 г. — «в том числе выполнения определенной трудовой функции»).

Из всего перечисленного только опыт работы может быть оценен формально. В какой мере соответствуют (или не соответствуют) предъявляемым требованиям реально имеющиеся у работника знания, умения и навыки — определить «по документам» невозможно. Для этого необходимо анализировать его действительную компетенцию, проводя тестирование/собеседование или же предлагая ему различные ситуационные задачи (здесь все зависит от усмотрения работодателя). Понимание этого стало первым шагом, изменившим подход работодателей к оценке квалификации работников.

Поэтому важным шагом стало внесение изменений в ТК РФ, которые вступили в силу с 1 июля 2016 года (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ). Данные изменения предусмотрели обязательность применения профессиональных стандартов в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если соответствующие требования установлены какими-либо федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ. При этом профессиональный стандарт определяется как характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена нормативными правовыми актами — должны применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ст. 195.3 ТК РФ).

Первоначально планировалось, что указанные изменения будут обязательными только для сотрудников государственных учреждений/предприятий и госслужащих, а на работников коммерческих компаний их действие распространится только в 2020 году. Однако в Федеральном законе от 02.05.2015 № 122-ФЗ такой оговорки не осталось, поэтому с 1 июля 2016 года применение профессиональных стандартов становится обязательным для всех категорий работодателей.

Вопрос об обязательности применения требований профессиональных стандартов всеми работодателями или только государственными и муниципальными организациями получил разъяснение также в письме Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253. Ведомство отметило, что такая обязательность установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя. По мнению Министерства, внедрение профессиональных стандартов имеет большое значение для повышения производительности труда, обеспечения качества выполняемых работ (услуг), поэтому государственным и муниципальным организациям следует провести анализ профессиональных компетенций работников на соответствие профессиональным стандартам и при необходимости составить план подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников в рамках бюджета на соответствующий год.

Неисполнение требований профессиональных стандартов приравнивается к неисполнению трудового законодательства и влечет санкции, предусмотренные в ст. 5.27 КоАП РФ (это могут быть как штрафы, так и дисквалификация). При этом следует принимать во внимание изменения в практике привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства — если ранее выявленные у одного работодателя идентичные нарушения рассматривались для целей наложения штрафа как единое и потому единственное нарушение, то с недавних пор все имеющиеся идентичные случаи нарушения трудового законодательства признаются самостоятельными нарушениями (по числу работников, с которыми они связаны). Как следствие, штрафы могут суммироваться и достигать внушительных величин.

На данный момент в структуре НСПК создано уже 22 отраслевых Совета по профессиональным квалификациям. Однако, совет по профессиональным квалификациям в области права не создан.

Таким образом, изменения в трудовое законодательство, касающиеся всех работодателей уже вступили в силу с 1 июля 2016 года, но при этом до сих пор не существует органа, который занимался бы организацией применения профессиональных стандартов в области права  и мог бы разрешать возникающие при этом проблемные вопросы.

Что же касается применения профессиональных стандартов работодателями, то в соответствии с п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, они применяются ими во всех аспектах их деятельности, связанных с кадровой политикой. Например, таких, как:

  • формирование кадровой политики;
  • управление персоналом;
  • организация обучения и аттестации работников;
  • разработка должностных инструкций;
  • тарификация работ;
  • присвоение тарифных разрядов работникам;
  • установление систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

По всей видимости, пионерами внедрения профессиональных стандартов станут федеральные государственные учреждения, а также федеральные государственные унитарные и казенные предприятия. Такой вывод можно сделать из протокола заседания Правительства РФ от 24.03.2016 № 9, в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти было поручено обеспечить внедрение профессиональных стандартов в подведомственных им организациях и представить информацию о проделанной работе в Минтруд России до 1 июня 2016 года.

В свою очередь, Минтруд России уже доложил и обобщил указанную информацию в Правительство РФ. Кроме того, в федеральные органы исполнительной власти Минтрудом России было направлено письмо от 12.04.2016 № 14-3/10/П-2108, в соответствии с которым им необходимо было до 1 мая 2016 года направить в подведомственные организации рекомендации о принятии и представлении в федеральный орган исполнительной власти в срок до 20 мая локального нормативного акта об утверждении плана-графика внедрения профессиональных стандартов.

Также федеральным органам исполнительной власти уже следовало до 1 июня 2016 года направить в Минтруд России информацию о количестве подведомственных организаций и утвержденные организациями планы-графики внедрения профессиональных стандартов (в электронном виде и на бумажном носителе). Кроме того, отныне федеральным органам исполнительной власти следует ежегодно не позднее 30 марта года, следующего за отчетным периодом, представлять в Минтруд России отчет подведомственных организаций о результатах выполнения мероприятий в соответствии с утвержденным планом-графиком.

Но на сегодняшний день в сфере права утвержден только один профессиональный стандарт код 09.001 «Следователь-криминалист» (утв. Приказом Минтруда России №183н от 23.03.2015).

При этом мы видим, что на рынке труда появляется все больше и больше таких востребованных  видов деятельности,  являющихся по своей природе разновидностями юридической деятельности, но которые никогда не были отражены в квалификационных справочниках и, в силу этого, требования к квалификации работников которых нормативно не закреплены. Между тем повседневная работа таких людей на рынке труда напрямую затрагивает граждан, представляет для них некую потенциальную опасность в виде возможного ущемления их прав, свобод и законных интересов некомпетентными действиями. К числу такой профессиональной деятельности, являющейся безусловно разновидностью юридической деятельности, можно отнести: коллекторов, медиаторов, сотрудники аппаратов судов, сотрудники органов государственной власти осуществляющие функции нормотворчества и правоприменительные функции. Последних категорий работников только в государственном аппарате – сотни тысяч. Но при этом далеко не все они имеют юридическое образование. К примеру, значительное количество государственных служащих, замещающих должности в государственных и муниципальных органах (т.е. должности в компетенцию которых входит непосредственное принятие государственно-властных решений в отношении конкретных граждан) имеют совсем другое образование, скажем по специальности экономического профиля  «государственное и муниципальное управление» но при этом замещают должности государственной службы.

Все эти обстоятельства указывают на необходимость создания Cовета по профессиональным квалификациям в области права. Его создание будет не только важным шагом в обеспечении конкурентноспособности на рынке юридических услуг, но и новым вектором в создании правовой государственности современной России.