20.05.2014
18 марта 2014 года Минфин России опубликовал на своем сайте законопроект, который предусматривает введение в Российской Федерации законодательных норм регулирующих контролируемые иностранные компании (КИК) и направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов с использованием низконалоговых (офшорных) юрисдикций.
О необходимости разработки и введении подобных норм говорилось в посланиях Президента РФ в 2012 и 2013 годах и его появление является одним из этапов реализации плана по деофшоризации российской экономики в целом.
Согласно проекту Закона контролируемой иностранной компанией признается организация, удовлетворяющая в течение любого периода, начинающегося или заканчивающегося в течение календарного года, одновременно всем следующим условиям:
1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ или международным договором (соглашением) в области налогообложения;
2) организация является налоговым резидентом государства (территории), включенной в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения прибыли (доходов);
3) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом или международным договором (соглашением) в области налогообложения;
4) акции организации не прошли процедуру листинга и (или) не были допущены к обращению на одной или нескольких фондовых биржах.
Под осуществлением контроля понимается возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые КИК в отношении распределения прибыли в силу как прямого, так и косвенного участия в КИК или иным способом. Законопроект предусматривает 10% порог участия в КИК как частный случай признания российского резидента контролирующим лицом.
Правила КИК предусматривают включение в налоговую базу контролирующего лица — налогового резидента РФ нераспределенной прибыли подконтрольных ему иностранной организации или структуры, которая соответствует его доле участия в капитале, за вычетом выплаченных из нее дивидендов. При невозможности определения доли участия в капитале (например, при осуществлении контроля иными способами), прибыль КИК включается в доходы контролирующего лица в полном объеме.
Прибыль КИК должна быть пересчитана по правилам 25 главы НК РФ. Законопроект предполагает учет как активных, так и пассивных доходов КИК для целей налогообложения контролирующего лица. Вычеты, а равно расходы (убытки) не уменьшают налоговую базу контролирующего лица в виде прибыли КИК. Налоговая база в виде прибыли КИК не уменьшается на сумму налога, подлежащего уплате с этой прибыли, т.е. облагается прибыль до налогообложения. Прибыль КИК может уменьшаться пропорционально прибыли, учтенной нижестоящими контролирующими лицами. При фактической выплате КИК дивидендов за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, такие дивиденды повторно не облагаются.
В соответствии с данным проектом закона на налогоплательщиков возлагается обязанность самостоятельно уведомлять налоговые органы об участии в КИК, а также представлять финансовую отчетность КИК.