29.12.2014

29.12.2014г. президентом РФ подписан Федеральный закон N 482-ФЗ, «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности» (Банкротстве) и Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступающий в силу с 29.01.2015г. К основным изменениям, введенных законом, можно отнести следующие: Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 тысяч рублей, тогда как ранее было 100 тысяч рублей, к должнику — гражданину — не менее десяти тысяч рублей, без изменений. Для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятий, а также к субъекту естественной монополии принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем один миллион рублей (ранее 500 000 руб). Должники лишаются права указания в своем заявлении о признании его банкротом кандидатуры арбитражного управляющего, который должен быть утвержден судом. Вместо этого, должник обязан указать лишь наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий. Саморегулируемая же организация выбирается посредством случайного выбора оператором Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, где должник не менее чем за 15 дней до подачи заявления о банкротстве в суд обязан опубликовать уведомление о предстоящей подаче заявления. Поступившие в ходе внешнего управления и конкурсного производства требования кредиторов теперь подлежат обязательному опубликованию арбитражным управляющим в ЕФРСБ. Нормы об обязательном уведомлении остальных кредиторов должника о новом поступившем требовании и возмещении затрат на рассылку арбитражному управляющему исключены из текста закона. Конкурсным кредиторам – кредитным организациям предоставлено право инициировать производство по делу о банкротстве с даты возникновения у должника признаков банкротства (т.е. наличие неисполненного денежного обязательства размером более 300 тыс. рублей в течение трех месяцев с момента наступления срока исполнения обязательства), тогда как раньше требовалось вступившее в силу решение суда о взыскании суммы задолженности. Однако, на кредитные организации также возложена обязанность по включению уведомления о намерении подать заявление о банкротстве в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц не ранее, чем за 15 дней до даты такой подачи. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения теперь не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. К отчету временного управляющего, кроме заключения о финансовом состоянии должника, необходимо также прилагать заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника; Установлено, что лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов. Требования кредиторов, по которым не поступили возражения отныне могут быть рассмотрены арбитражным судом без привлечения лиц, участвующих в деле о банкротстве. Залоговым кредиторам предоставлено право голоса на собраниях кредиторов по вопросу выбора кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, по вопросу отстранения арбитражного управляющего, а также по вопросу прекращения конкурсного производства и переходу во внешнее управление, в любой процедуре банкротства, тогда как раньше эта возможность была у них только в процедуре наблюдения, либо в случае отказа от реализации предмета залога в ходе внешнего управления или финансового оздоровления. Уточнен порядок утверждения порядка продажи заложенного имущества и разрешения разногласий между залоговым кредитором и арбитражным управляющим. Установлено важное правило, согласно которому расходы на обеспечение сохранности предмета залога и реализацию его на торгах покрываются за счет средств, поступивших от реализации предмета залога, до расчетов с залогодержателем. Уточнен порядок определения состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей в деле о банкротстве. Теперь размер требования определяется на дату введения первой процедуры банкротства (как правило, это наблюдение), тогда как ранее размер требования определялся на дату введения процедуры, в которой требование предъявлялось. Установлен минимальный размер компенсационного фонда саморегулируемой организации в размере 20 млн. рублей. Оставлен минимальный размер взноса членов СРО в компенсационный фонд в сумме 50 тыс. рублей. В тоже время, установлены и предельные размеры выплат из компенсационного фонда в пользу третьих лиц, в счет возмещения их убытков. Расширен перечень сведений, которые вправе запрашивать арбитражный управляющий. Теперь к ним относятся сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну. Отчет внешнего управляющего должен содержать расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника, сведения о мерах по ее взысканию и об оставшихся нереализованными правах требования должника, тогда как ранее содержал расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника. Добавилась обязанность вносить сведения о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка, а также сведения о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника; Введены новые нормы, регламентирующие ответственность операторов электронных площадок по проведению торгов по продаже имущества должников, установлено обязательное членство таких операторов в саморегулируемых организациях.