Выступление д.ю.н. Хатунцева О.А. на научно-практической конференции «Актуальные проблемы противодействия коррупции в контрактной системе госзакупок России», Академия управления МВД России, 15.12.16

Принципы контрактной системы в сфере государственных закупок

 

Современным действующим законодательством предусмотрена детальная и подробная система принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд. Восемь основных принципов сформулированы законодателем в ст. 6 ФЗ РФ № 44-ФЗ от 05.04.2013 [1], это:

— принцип открытости;

— принцип прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок;

— принцип обеспечения конкуренции;

— принцип профессионализма заказчика;

— принцип стимулирования инноваций;

— принцип эффективности осуществления закупок;

— принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— принцип единства контрактной системы в сфере закупок.

По мнению И.В. Митьковской «сформулированные в законе принципы, которые раскрываются в ст. 7-12 закона, соответствуют принципам типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли о публичных закупках».[2]

Принципы открытости и прозрачности призваны обеспечить получение полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая представляет собой совокупность лиц, участников контрактной системы, в том числе федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заказчиков, участников закупок, поставщиков, подрядчиков, исполнителей, операторов электронных площадок, и осуществляемых ими действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Руководствуясь этими принципами, заказчик размещает объявление об осуществлении закупки в единой информационной системе. В таком объявлении помимо контактных данных заказчика и специализированной организации излагаются условия контракта, приводится детальное описание предмета закупки и указывается порядок участия заказчиков в конкурсе или аукционе. Таким образом, принципы открытости и прозрачности реализуются через наличие в единой информационной системе полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок, к которой обеспечивается и гарантируется свободный и безвозмездный доступ.

Принцип обеспечения конкуренции направлен на предоставление единых условий всем участникам закупок, таким образом, чтобы любой участник имел возможность стать поставщиком, подрядчиком, исполнителем. При этом конкуренция может быть ценовой и неценовой (направленной на выявление лучших условий по качеству товаров и работ, срокам поставок и т.п.). Конкурентными способами отбора поставщиков могут быть: открытый конкурс; конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; закрытый конкурс; закрытый конкурс с ограниченным участием; закрытый двухэтапный конкурс; аукцион в электронной форме; закрытый аукцион; запрос котировок; запрос предложений.

Принцип профессионализма заказчика предусматривает законодательные требования по повышению квалификации, профессиональной переподготовки в сфере закупок, работу квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками в составе организаций, осуществляющих деятельность заказчика и специализированной организации в сфере закупок. При этом специалисты контрольного органа, должны также соответствовать высоким квалификационным требованиям, но не обязаны проходить обучение по профессиональной переподготовке и повышению квалификации, на что справедливо обращают внимание Гладилина И.П. и Сергеева С.А. [3]

Вместе с тем, законодатель не распространяет принцип профессионализма на участников закупок, поставщиков, подрядчик и исполнителей. В частности, в соответствии с п.2 ст.31 вышеназванного закона [4] только Правительство России управомочено устанавливать дополнительные требования к участникам закупок, как то: наличие опыта работы, связанного с контрактом; наличие деловой репутации; нахождение в штате организации необходимого и достаточного количества профессиональных работников с необходимым уровнем квалификации; наличие у участника закупок материальных ресурсов для выполнения работ, услуг и др. К сожалению, иным заказчикам такие права не предоставлены. В этом видится существенный недостаток законодательства. Полагаем необходимым сформулировать дополнительный принцип профессионализма участника закупок, по которому к заключению договора в сфере закупок товаров, работ, услуг допускаются организации, которые могут подтвердить профессионализм своих работников, качество проводимых ими работ и услуг, длительность нахождения на соответствующих рынках и т.п.

В качестве предложения законодателю, раскрывающего принцип профессионализма участников закупок, можно рассмотреть доступ к системе государственных и муниципальных закупок только таким участникам, которые внедрили систему подтверждения квалификации своих работников по правилам, предусмотренным Федеральным законом № 238-ФЗ от 03.07.2016 г. «О независимой оценке квалификации» [5], который вступает в силу с 01.01.2017 г. Этот закон предусматривает создание национальной системы оценки профессиональной квалификации лиц, которые претендуют на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Таким образом, к системе государственных и муниципальных закупок будут допущены только те организации, которые имеют в своем штате сотрудников, получивших положительную независимую оценку их квалификации. Следовательно, будет поставлен барьер на допуск к участию в системе закупок организаций-однодневок, не имеющих профессиональных сотрудников.

Принцип стимулирования инноваций основан на обязательствах заказчиков при планировании и осуществлении закупок отдавать предпочтение высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Однако, подобная продукция всегда будет менее конкурентная с ценовой точки зрения, что вызывает конфликт принципов обеспечения конкуренции, принципа эффективности закупок, с одной стороны, и принципа стимулирования инноваций, с другой. На наш взгляд этот конфликт на законодательном уровне не находит решения.

Принцип эффективности призван обеспечить осуществление закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд максимально эффективным образом. Критериев эффективности значительное количество, и для каждого вида товаров, работ, услуг эти критерии могут быть разными. Необходимо заметить, что принцип эффективности, выделенный в качестве самостоятельного в ст. 6 закона [6], не имеет самостоятельного описания в отдельной статье, как все иные принципы, на что справедливо указывает О.В.Архалович.[7]

Законодателю предлагается исправить эту неточность и либо сформулировать этот принцип в отдельной статье, либо исправить грамматическую ошибку в ст. 6, где заменить слово «эффективности» на «эффективность».

Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд предусматривает персональную ответственность (дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную) должностных лиц заказчиков за не соблюдение требований, предусмотренных законодательством в сфере закупок. Как указывалось выше принцип ответственности и эффективности оказались нечетко разграничены в законе. Так в названии ст. 12 находим: «принцип ответственности за результативность…, эффективность осуществления закупок», одновременно в ст. 6 установлено: «Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах… ответственности за результативность…, эффективности осуществления закупок». Т.е. в первом случае мы имеем дело с единым принципом ответственности за результативность и эффективность, а во втором с двумя принципами: ответственности за результативность и эффективности осуществления закупок. Многие специалисты, частности М.В.Черемисов [8], К.П. Голованов [9], рассматривают этот принцип как единый, но, на наш взгляд, следует сохранить именно два принципа, которые направлены на различные нормы законодательства о закупках.

И, наконец, принцип единства контрактной системы законодателем рассматривается с позиции единства всех предусмотренных выше принципов, которые в своей совокупности призваны обеспечить надлежащим образом всю сферу контрактной системы закупок для государственных и муниципальных нужд. Предполагается, что реализация этого принципа должна обеспечить сквозной контроль на всех стадиях сферы закупок: от планирования и осуществления закупок до аудита.

В дополнении к уже озвученным принципам следовало бы добавить принцип национального производителя, который предоставил бы приоритет российским производителям товаров, работ, услуг, преимущественно перед иностранными. Реализация такого принципа была бы направлена на стимулирование развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Вероятно, именно из-за того, что принципы ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» явились копией принципов типового закона Комиссии ООН по праву международной торговли о публичных закупках в законодательстве отсутствует принцип национального производителя, есть неопределенность с принципами ответственности за результативность и эффективности осуществления закупок, отсутствует принцип профессионализма участника. В любом случае, у законодателя есть значительное поле возможностей для уточнения, разграничения и детализации принципов – этих основополагающих начал законодательства о контрактной системе.

[1] Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. (ред. от 03.07.2016 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2016) / [Электронный ресурс] Правовая база Гарант.

[2] Митьковская И.В. Понятие и сущность контрактной системы в сфере закупок // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru

[3] Гладилина И.П., Сергеева С.А. Профессионализм заказчиков как фактор эффективной закупочной деятельности. (статья) // Электронный журнал Профессиональная инициатива. СМИ ЭЛ №ФС77-51861. [Электронный ресурс]. URL: http://www.profesiniciative.ru

[4] Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / [Электронный ресурс] Правовая база Гарант.

[5] Федеральный закон № 228-ФЗ от 03.07.2016 г. «О независимой оценке квалификации» / [Электронный ресурс] Правовая база Гарант.

[6] Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» / [Электронный ресурс] Правовая база Гарант.

[7] Архалович О.В. Принципы контрактной системы в сфере закупок (статья) / Юридическая наука и правоохранительная практика. Калининград. 2013. №3(25). С.126.

[8] Черемисов М.В. Контрактная система. Основные понятия. Принципы. Механизмы. Процедуры. (презентация) / Министерство экономического развития России. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fko.msk.ru

[9] Голованов К.П. Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — основные преимущества (статья) / Проблемы местного самоуправления. М. 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.samoupravlenie.ru