Author Archive

18.11.2024

Постановление Конституционного Суда РФ от 14.11.2024 N 52-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, части третьей статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 419 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.С. Шапки»

КС РФ допустил присуждение судебной неустойки в трудовых спорах

Часть третья статьи 206 ГПК РФ признана не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой она по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможности присуждения по требованию работника судебной неустойки, подлежащей взысканию с работодателя на случай неисполнения судебного акта, обязывающего его совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в пользу работника.

Конституционный Суд отметил, что материальную ответственность работодателя, возникающую по основаниям, указанным в статье 234 ТК РФ, нельзя рассматривать как универсальный способ обеспечения исполнения судебного акта, вынесенного по иску работника, предъявившего неимущественные требования. Не предполагает этого по своему буквальному смыслу и статья 236 ТК РФ.

Судебная же неустойка, будучи оправданной необходимостью повышения эффективности исполнения судебных актов, применима к любым случаям неисполнения работодателем судебного акта, обязывающего его совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в пользу работника.

Применительно к случаям, когда неисполнение не связанного с передачей имущества или денежных сумм требования работника может привести к возникновению или увеличению материальной ответственности работодателя, риски несоразмерного обогащения истца и несправедливого претерпевания ответчиком неблагоприятных последствий компенсируются судебным контролем за справедливостью и соразмерностью размера неустойки.

15.11.2024

12 ноября 2024 Государственной Думой принят в третьем чтении федеральный закон о внесении изменений в Основы законодательства о нотариате, федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О кредитных историях», разработанный в целях совершенствования механизмов своевременного информирования наследников о неисполненных на дату смерти наследодателя кредитных обязательствах.

Согласно новому закону, на нотариусов, ведущих наследственные дела, предполагается возложить обязанность запрашивать информацию о кредитной истории наследодателя и предоставлять наследникам сведения о размере и наличии неисполненных долговых обязательств наследодателя.

Устанавливается порядок и сроки обмена информацией и взаимодействия между нотариусами, Центральным каталогом кредитных историй, бюро кредитных историй.

Предполагается, что новый закон позволит наследникам принять экономически рациональное решение о целесообразности вступления в наследство или отказа от наследства с учетом соотношения задолженности наследодателя и стоимости принимаемого в наследство имущества, и в перспективе – способствовать снижению уровня закредитованности граждан в стране.

Текст федерального закона, принятого Государственной Думой, размещен на интернет-ресурсе «Система обеспечения законодательной деятельности» (СОЗД) https://sozd.duma.gov.ru/bill/395002-8

02.11.2024

Предлагается усилить защиту персональных данных граждан

 

Депутатами Государственной Думы «29» октября 2024 года был принят в первом чтении законопроект № 679980-8 о внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О персональных данных» и статью 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Так, в соответствии с законопроектом, согласие на обработку персональных данных должно будет оформляться отдельно от других документов, в том числе клиентских договоров. Кроме того, изменениями, затрагивающими закон «О защите прав потребителей» предлагается закрепить требование о том, что продавец (исполнитель, владелец агрегатора) не вправе ограничивать доступ потребителя к информации о товарах (работах, услугах), предусмотренной пунктом 2 статьи 10 закона «О защите прав потребителей», в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации. Таким образом, предложенные Законопроектом изменения будут направлены на совершенствование механизмов предотвращения избыточной обработки персональных данных граждан в целях минимизации рисков неправомерного доступа к указанной информации. По мнению инициаторов законопроекта, необходимость введения указанной нормы вызвана тем, что в настоящее время предоставление согласия пользователя на обработку его персональных данных зачастую является обязательным условием для получения доступа к информации о товарах (работах, услугах) независимо от того, будут ли приобретены такие товары (работы, услуги). Реализация указанного предложения устранит правовую неопределенность, позволяющую недобросовестным операторам персональных данных «дезориентировать» граждан в вопросах предоставления согласия на обработку их персональных данных, определения условий и целей обработки таких данных. Как указано в пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О персональных данных» и статью 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», в рамках цифрового взаимодействия широкое распространение получили так называемые «браузер-соглашения», акцепт которых предусмотрен посредством входа на сайт (его просмотра). Неоднозначность правоприменительной практики позволяет владельцам информационных ресурсов считать пользовательское соглашение заключенным посредством совершения гражданином конклюдентных действий, выразившихся в использовании информационного ресурса, в том числе в формате обычного просмотра сайта или страницы сайта в сети «Интернет». При этом если положения о согласии на обработку персональных данных были включены в текст данного соглашения, то, фактически, использование сайта будет являться предоставлением такого согласия. Таким образом, гражданин, посетив информационный ресурс либо приняв условия договора (пользовательского соглашения) проставлением «галочки», автоматически предоставляет доступ к своим персональным данным, которые в дальнейшем могут быть использованы фактически неограниченным кругом лиц. Исходя из вышеуказанного, можно сделать заключение, что такая ситуация препятствует реализации принципов и требований, предъявляемых к согласию на обработку персональных данных, закрепленных Федеральным законом № 152-ФЗ, а именно требованию о том, что согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, предметным, информированным, сознательным и однозначным, поскольку в указанных случаях субъектам персональных данных. В случае принятия закона, нарушителям будет грозить ответственность в соответствии с действующим законодательством. Так, по статье 13.11 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение требований о сборе персональных данных граждане заплатят от двух до шести тысяч рублей, должностные лица — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, юрлица — от 60 тысяч до 100 тысяч рублей. За повторное нарушение предусмотрены повышенные штрафы: для граждан — 4–12 тысяч рублей, для должностных лиц — 20–50 тысяч рублей, для юрлиц — от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

01.11.2024

Усиливается административная ответственность для работодателей, не выделяющих квоты для инвалидов

Депутаты Государственной думы приняли «29» октября 2024 г. в третьем чтении законопроект № 537160-8, согласно которому будут внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые увеличивают штрафы для работодателей за неисполнение обязанностей по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также за отказ в приеме их на работу в пределах квоты.

В соответствии с этим, будут внесены изменения в часть 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая будет представлена в следующей редакции: «Неисполнение работодателем обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов, за исключением случаев освобождения работодателя от выполнения установленной квоты, либо отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

Таким образом, представленные изменения не только увеличивают размер штрафа для должностных лиц с ныне действующих пяти – десяти тысяч рублей до двадцати – тридцати тысяч рублей, но и в соответствии с представленной редакцией, вводят административную ответственность для работодателей — индивидуальных предпринимателей в виде штрафа от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей и юридических лиц в виде штрафа от пятидесяти до ста тысяч рублей.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту № 537160-8 о внесении изменений в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» занятость инвалидов трудоспособного возраста к 2020 году должна была достичь 40 процентов, а к 2025 году — более 51 процента. Однако, в настоящее время, по данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, работают чуть более четверти инвалидов трудоспособного возраста. По данным Росстата, с 2016 года по 2022 год число работающих инвалидов снизилось почти на один миллион человек. Одним из негативных факторов, снижающих занятость инвалидов, является уклонение работодателей от исполнения обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов.

По мнению одного из инициаторов рассматриваемого законопроекта депутата Государственной Думы Смолина Олега Николаевича, повышение ответственности работодателей в сфере выполнения квоты для приема на работу инвалидов позволит существенно увеличить занятость инвалидов, что положительно скажется на социально- экономическом развитии Российской Федерации, увеличит поступление страховых взносов в Социальный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и налога на доход физических лиц в региональные бюджеты.

30.10.2024

ФНС России выпустила рекомендации по применению налоговой амнистии дробления бизнеса

      ФНС России подготовила рекомендации по применению налоговой амнистии дробления бизнеса, где даны подробные ответы на вопросы, что такое дробление бизнеса, что такое налоговая амнистия дробления бизнеса, кто имеет право ею воспользоваться и как отказаться от дробления бизнеса в 2025 году.

      Налоговая амнистия дробления бизнеса — это механизм прекращения обязанности по уплате налогов за налоговые периоды 2022 — 2024 годов, соответствующих пеней и штрафов за правонарушения, связанные с дроблением бизнеса. Главное условие применения налоговой амнистии – это отказ от дробления бизнеса в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов с учетом некоторых особенностей.

     Добровольный отказ от дробления бизнеса — исчисление и уплата лицами, участвовавшими в дроблении бизнеса, налогов в размере, определенном в результате консолидации по всей группе лиц доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения (часть 1 статьи 6 Закона № 176-ФЗ). Перечень способов добровольного отказа от дробления бизнеса не ограничен.

      Добровольный отказ от дробления бизнеса без изменения организационной структуры бизнеса может осуществляться, в частности, путем:

—        перехода формально самостоятельных участников дробления бизнеса на общую систему налогообложения;

—        фактического перевода деятельности на одно из лиц группы.

      Добровольный отказ от дробления бизнеса путем изменения организационной структуры бизнеса может осуществляться, в частности, путем:

—        объединения формально самостоятельных юридических лиц в одно юридическое лицо с возможным созданием по месту ведения ими предпринимательской деятельности обособленных подразделений этой организации;

—        полного отчуждения акций (долей) юридических лиц, входящих в группу лиц, иным независимым лицам. При этом группа лиц перестает вести деятельность как единый хозяйствующий субъект

       Налоговая амнистия распространяется на решения по налоговым проверкам за 2022 — 2024 годы, выявившим правонарушения, связанные с фактом дробления бизнеса, не вступившие в силу на 12.07.2024.

Решения, вынесенные по результатам налоговых проверок за 2021 год и более ранние периоды, вступают в силу и подлежат исполнению в общем порядке, предусмотренном НК РФ (часть 3 статьи 6 Закона № 176-ФЗ).

       В случае, если по состоянию на 12.07.2024 и позднее не вступило в силу решение налогового органа по результатам налоговой проверки за налоговые периоды, частично пересекающиеся с налоговыми периодами, попадающими под действие статьи 6 Закона № 176-ФЗ (например, решение по результатам выездной налоговой проверки за 2020 — 2022 годы), то вступление в силу решения приостанавливается в части налогов и штрафов, связанных с дроблением бизнеса, за налоговый период 2022 года.

     Более подробно с рекомендациями ФНС России, а также иными документами и судебной практикой, можно ознакомиться в специальном разделе сайта «Налоговая амнистия дробления бизнеса.

Рекомендации ФНС

14.10.2024

Приказом Роспотребнадзора от 02.09.2024 № 627 утверждены 13 новых индикаторов риска, которые проверяющие будут выявлять в рамках федерального контроля (надзора) в области защиты прав потребителей.

Показатели касаются возможных нарушений при розничной продаже отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке:

— табачной, безникотиновой и никотинсодержащей продукции, а также устройств для потребления последней;

— упакованной воды;

— молочной продукции;

— парфюмерно-косметической продукции с антимикробным действием для гигиены рук, а также кожных

антисептиков — дезинфицирующих средств;

— БАДов.

07.10.2024

Индикаторы риска в сфере строительного надзора: Минстрой расширил перечень с 5 октября 2024 года

Новый показатель риска станут выявлять на основе информации о дисциплинарных мерах, которую отразят в реестре членов СРО изыскателей, проектировщиков и строителей.

Индикатор сработает в одной из ситуаций:

— хотя бы дважды за календарный год разместят сведения о том, что члену СРО предписали устранить нарушения, назначили предупреждение или штраф;

— в течение года опубликуют, в частности, рекомендацию об исключении лица из членов СРО.

Не будут учитывать сведения о мерах, которые суд отменил.

Напомним, если в 2024 году выявляют индикаторы риска, по согласованию с прокуратурой могут провести внеплановую документарную либо выездную проверку.

Документ: Приказ Минстроя России от 22.08.2024 N 560/пр

25.09.2024

Законопроект об обязательном нотариальном удостоверении договора дарения недвижимости принят Госдумой в первом чтении

18 сентября Госдума приняла в первом чтении законопроект (Проект федерального закона N 498499-8), которым предлагается изложить п. 3 ст. 574 ГК РФ в новой редакции: «3. Договор дарения недвижимого имущества подлежит нотариальному удостоверению, за исключением случаев, когда даритель и одаряемый являются супругами или состоят друг с другом в близком родстве: родители и дети, дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.».

Таким образом, в новой редакции предусматривается обязательное нотариальное удостоверение договоров дарения недвижимого имущества за исключением случаев, когда даритель и одаряемый являются супругами или состоят друг с другом в близком родстве: родители и дети, дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Концепцию законопроекта ранее уже поддержали Правительство РФ, Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Общественная палата РФ, указав при этом на ряд недостатков первоначального текста инициативы, в частности, на необоснованное освобождение супругов и близких родственников, которые являются сторонами договора дарения недвижимого имущества, от обязанности обеспечить его нотариальное удостоверение. Предполагается, что указанные замечания будут исправлены в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению.

20.09.2024

С 08.09.2024 г. вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Теперь с 09.09.2024 г. существенно увеличилась государственная пошлина при обращении в суды РФ.

Верховный суд определил, когда из Общества с ограниченной ответственностью можно исключить участника. Определением № 305-ЭС23-30144 от 02.09.2024 г. Верховный суд указал, что участник, которого исключают должен доказать, что его действия не вредили организации.

11.09.2024

Изменили порядок назначения единоличного исполнительного органа юридического лица

С 1 сентября заявление об изменении в ЕГРЮЛ сведений о единоличном исполнительном органе (ЕИО) будет подавать нотариус, который заверил подпись заявителя. По старым правилам с заявлением обращался новый ЕИО. Если ЕИО меняется в ООО, соответствующее решение должен удостоверить нотариус, который направит заявление об изменении сведений в государственном реестре. Нововведения не коснутся кредитных организаций, некредитных финансовых организаций и специализированных обществ.

Основание: статьи 2, 4, 5 Федерального закона от 08.08.2024 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Расширили список сведений, отражаемых в ЕГРЮЛ

С 1 сентября в ЕГРЮЛ появятся сведения об аресте доли в ООО, который наложил суд или судебный пристав-исполнитель. Ранее такая информация в реестре не отображалась, но можно было найти сведения о передаче доли в доверительное управление и ее обременении залогом.

Основание: пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2024 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».